РОЛЬ "ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ" ПРИ РАБОТЕ С ИНСТРУКТОРОМ
Достаточно ли времени, проведенного на площадке, для качественной
выработки навыков? Если вы не ходите на площадку, а инструктор
приезжает к вам и проводит индивидуальные занятия, хватает ли этих
занятий? Так ли необходимо работать с собаку в те дни, когда занятие
с инструктором не предусмотрено?
Давайте просто посчитаем. Для примера возьмем курс послушания,
который я предлагаю своим клиентам индивидуально (с выездом на дом).
Курс включает в себя 20 занятий, проводимых два раза в неделю. Если
быть точным, то есть еще одно занятие, но оно предлагается в
качестве тестового, проводится бесплатно и в курс не входит. Но для
простоты счета округлим.
Методика предполагает проведение пяти часовых занятий, а в
дальнейшем, когда собака привыкает к нагрузке, продолжительность
занятия составляет 1,5 часа. Последние пять занятий проводится в
условиях действия сильных отвлекающих раздражителей, много времени
уходит на смену мест на городских улицах, поэтому продолжительность
каждого занятия составляет уже 2 часа. Нетрудно подсчитать, что
"оплаченного" времени занятий всего за курс - 30 часов. При двух
занятиях в неделю продолжительность курса составляет 10 недель. Если
клиент не занимается с собакой самостоятельно, то почти за три
месяца он уделяет выработке навыков 30 часов.
Теперь представим себе, что клиент в те дни, когда у него нет
планового занятия, работает с собакой по 30 минут. Легко определить,
что в таком случае с собакой за 10 недель работают 55 часов.
Практически в два раза больше, чем в первом варианте! Но бывают
клиенты, которые находят время и силы работать с собакой
по-настоящему. И каждый день они самостоятельно повторяют
тренировку, которую в последний раз проводил инструктор. В том же
объеме. Опять запускаем калькулятор, и получаем результат: за 10
недель выработкой навыков послушания с собакой занимаются 105 часов!
Сравните три цифры: 30, 55 и 105 часов. Даже не вдаваясь в
подробности методики, ясно, что результат во всех трех случаях будет
разным. Конечно, каждая собака имеет свои индивидуальные
особенности. Некоторые животные достигают определенных успехов и за
30 часов работы. Но есть собаки действительно сложные. С сильной
нервной системой, подвижные, достаточно взрослые, за которых
"взялись" довольно-таки поздно. Добиться от таких собак приемлемой
управляемости можно только в результате упорной работы.
Эти несложные расчеты подтверждаются практикой. Бросать поводок при
движении рядом ответственные владельцы собак начинают буквально на
втором-третьем занятии.
Тот же, кто не занимается с собакой самостоятельно, может бросить
поводок только на пятом-седьмом занятии. Двигаться рядом без поводка
(не с брошенным, а с отстегнутым поводком) с правильным выполнением
поворотов, посадкой при остановке собака, с которой занимаются
ежедневно, начинает на 7-9 занятии. У тех владельцев, у которых
времени на занятия не хватает, собака начинает работать без поводка
на 13-15 занятии.
При регулярных тренировках все основные элементы послушания в
условиях отсутствия отвлекающих раздражителей неплохо отработаны уже
к 10-12 занятию, и остальное время можно уделить работе на
оживленных городских улицах и доведению выработанных навыков до
автоматизма. В результате мы получаем к концу курса подготовленную
уверенно управляемую собаку.
Если же с собакой не отрабатывают "домашнего задания", то к
двадцатому занятию он все еще остается "сырой".
Так что отработка домашнего задания - обязательное условие получения
высоких результатов в выработке навыков послушания. В защитной
дрессировке, конечно, основная роль принадлежит помощнику
(фигуранту). Но подготовить молодую собаку к защите, заложить базу,
на которой можно построить защитные навыки, можно и самостоятельно.
О самостоятельной подготовке собаки к защитной дрессировке мы
поговорим в одном из следующих выпусков.
Источник: http://www.k-9.ru
Вернуться в раздел "Статьи"