ОХРАНА ВЕЩИ. ВЫРАБОТКА НАВЫКА. ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Охрана вещи - один из наиболее сложных для выработки навыков.
Сложность заключается в том, что малейшие неточности в работе как
помощника, так и дрессировщика, приводят к грубым ошибкам и как итог
- к отказу собаки работать в реальных условиях. Именно действия
помощника мы ставим в этой паре на первое место, потому как в
выработке навыка охраны вещи, как и в любой защитной дрессировке,
всю основную работу делает помощник. Он дрессирует собаку, и его
квалификация очень важна.
На соревнованиях разного уровня часто приходится наблюдать, как при
попытке проверить собак по этому навыку подавляющее большинство
животных оказывается полностью нерабочими. В лучшем случае собака
активно атакует помощников, не обращая ни малейшего внимания на
охраняемую вещь. Но часто животное спокойно реагирует и на появление
помощника, и на его попытки подкрасться. В таких случаях без
дополнительных команд владельца собака не предпринимает ничего для
того, чтобы отогнать человека от вещи. А когда такая команда подана,
то животное начинает действовать, как по команде "фас" (или "чужой",
это кто как привык), даже не глядя на вещь.
Стоит ли упоминать о том, что при подобных проверках собаки работают
только на поводках, привязанных к забору, или столбам. Иначе ни один
помощник, защищенный рукавом, просто не сунется под такую собаку.
Навык охраны вещи у большинства собак отработан так плохо, что
организаторы мероприятий стараются или вообще не проводить проверку
по этому навыку, или отводят для такой проверки наиболее тихие и
отдаленные уголки, чтобы болельщики поменьше смеялись, а,
желательно, вообще не видели весь этот цирк. При этом невооруженным
глазом видно, что собаки в большинстве своем рабочие, и причина
провала в охране вещи в чем угодно, но только не в отсутствии
рабочих качеств.
Действительно, если у собаки сильная, достаточно подвижная нервная
система, хорошая активно-оборонительная реакция, сильная
апортировочная реакция, то в чем проблема? Если мы знаем, что
природа стайного поведения подразумевает охрану не только территории
стаи, но и "своих" вещей, которые принадлежат членам семьи, то
почему помощник так легко забирает эти вещи? Если, в конце концов,
вы видели своими глазами, как ваш полуторамесячный щенок с серьезным
видом ложился возле игрушки и рычал на всех, кто к ней приближается
(даже на вас), то куда все это делось позже?
Мы считаем, что в отсутствии выработанного навыка охраны вещи в
подавляющем большинстве случаев виноваты те люди, которые собаку
дрессировали. Основные причины - неправильная методика и грубая,
неправильная техника дрессировки. Ведь реально для работы к собаке
предъявляются гораздо меньшие требования, чем, например, при
выработке навыка задержания помощника. Действительно, удары по
животному не наносятся, в близкий контакт помощник не входит, под
давлением нападающего собаке работать не приходится, и максимум, что
требуется от животного - показать короткую хватку в момент, когда
помощник совсем "обнаглел". Все проблемы заключаются в отсутствии
правильной техники работы. Так в чем же причины неудач при выработке
навыка охраны вещи?
Сначала немного теории
Если вы внимательно читали материал о раздражителях ("воскресная
школа", если не читали, обязательно прочтите), то должны были
отметить, что поведение животного в конкретный момент времени во
многом определяется воздействием наиболее сильных раздражителей. Что
должно быть наиболее сильным раздражителем при выработке навыка
охраны вещи? Помощник, или вещь? Если более сильным раздражителем
будет являться помощник, то собака, естественно, будет реагировать
на него. Животное атакует человека, или избегает его, но главное -
ей в данный момент глубоко безразлична вещь, которую она якобы
охраняет. Если же более сильным раздражителем будет являться
охраняемая вещь, то все внимание собаки будет сосредоточено на этой
вещи, а не на помощнике. Естественно, собака - не операционная
система от Билла Гейтса, и только вещью заниматься не будет. Она
также среагирует и на работу помощника, но главное - более важным
для животного останется присутствие охраняемой вещи. В таком случае,
даже если при отработке упражнений собака увлечется и бросится в
погоню за помощником, то вернуть ее к вещи не составит особого
труда. Теперь мы знаем, что важно обеспечить более высокую
заинтересованность животного к охраняемой вещи, чем к погоне за
помощниками (а их может быть много).
Как сделать это на практике?
Рассмотрим на примере, как обычно на площадке проводится отработка
навыка охраны вещи (да не обидятся дрессировщики, которые, слава
Богу, делают это не так). Собака пристегивается при помощи короткого
поводка к дереву, дрессировщик стоит рядом. Перед животным кладется
хорошо знакомая вещь, в качестве которой обычно используют сумку или
пакет с вещами дрессировщика. Естественно, первой реакцией собаки
будет повышенная заинтересованность в этой вещи: она принюхивается,
хватает сумку зубами или трогает ее лапой. Дрессировщик же
моментально пресекает подобные действия животного, ведь, по его
мнению, собака должна настороженно ожидать коварного помощника. При
этом он уверен, что собака крайне обеспокоена сохранностью
охраняемой вещи, основываясь только на том, что у этих вещей
знакомый собаке запах, запах любимого хозяина…
Что происходит дальше? Действительно появляется коварный помощник.
Его коварство заключается в том, что он не атакует собаку с криком "бонзай!",
а подозрительно неторопливо прохаживается мимо. Обычно такие
упражнения проводятся в группе, поэтому собаки могут видеть друг
друга. Помощник, вооруженный рукавом, неторопливо приближается к
одной из собак. Если животное реагирует на его приближение
агрессией, помощник ретируется, если собака "зазевалась", то она
получает рукавом по морде. Такое "свинство" со стороны помощника
мгновенно вызывает обвальную истерику у всех присутствующих на
площадке собак. Для активизации работы животного дрессировщик
активно использует знакомые команды ("фас", "чужой").
Упражнение обычно продолжается до тех пор, пока все собаки не
начинают визжать и клацать зубами при приближении помощника.
Знакомая картина, не правда ли? Отметим немаловажный момент. Навык
охраны вещи обычно начинают вырабатывать ПОСЛЕ ВЫРАБОТКИ ОСНОВНЫХ
ЗАЩИТНЫХ НАВЫКОВ. Спросите у любого подкованного в теории
дрессировщика, он вам скажет, что "навык охраны вещи вырабатывается
на базе активно-оборонительной реакции, а также на базе ранее
выработанной хватки, навыков задержания и борьбы с человеком" или
что-нибудь в этом роде. Хорошо, если при этом он вообще вспомнит о
вещи, которую собака должна охранять.
А теперь, вооружившись всего четырьмя абзацами теории, приведенными
выше, рассмотрим описанный процесс выработки навыка с точки зрения
собаки.
Сначала животное проявляет заинтересованность к вещи. Что, в
принципе, хорошо для ее охраны. Но тут же дрессировщик пресекает эту
заинтересованность. Ну и что, что у нее знакомый запах? Ведь рывок
поводком вполне ясно дает понять, что трогать эту вещь нельзя.
Собака у нас воспитанная, управляемая, и повторять два раза ей
ничего не надо. Все ясно: вещь - "табу", она здесь просто так лежит,
для испытания послушания и преданности. Но мы не такие глупые, чтобы
"проколоться" и ее вообще когда-нибудь тронуть. Что происходит
дальше? Появляется помощник. У него в руках рукав. Мы уже
отрабатывали навыки защиты (пусть не до конца, но основные понятия
имеем), и что делать с рукавом, прекрасно себе представляем.
Конечно, поведение помощника немного странно, и вводит поначалу нас
в заблуждение. Но когда он коварно лупит по морде соседа, мы
убеждаемся, что самые худшие опасения подтвердились - помощник, как
всегда, сволочь. И когда он наконец-таки приближается, мы уже знаем,
что с ним делать. Да еще и хозяин шипит над ухом "фас", тут места
сомнениям и вовсе не остается. Правда, поводок в этот раз не пускает
вперед, вот досада (хозяин, наверное, думает, что нам интересно под
шумок еще и вещь стащить, но нам на нее наплевать), но схватить за
рукав помощника все-таки удается.
Пусть это описание слишком образно, но нам важна суть - при такой
методике все сделано для повышения заинтересованности животного в
атаке помощника, и опять же сделано все для снижения
заинтересованности собственно в охране вещи.
Сформулируем основные ошибки, которые мы видим в этой системе:
[1] Для работы подбирается вещь, в которой собака слабо
заинтересована. Есть масса предметов, которые очень интересны
собаке. Например, любимая игрушка. Или апортировочный предмет. Или
миска с мясом. Но сумка с вещами хозяина вызывает гораздо меньше
интереса, чем все перечисленное.
[2] Проблески интереса к охраняемой вещи активно подавляются. Мало
того, что вещь сама по себе мало интересна собаке, но еще и
дрессировщик делает все, чтобы пресечь эту заинтересованность. Для
этого обычно используют окрики, рывки поводком, а то и удары.
[3] Навык охраны вещи начинают вырабатывать после выработки основных
защитных навыков. Это приводит к тому, что один вид помощника,
вооруженного защитным снаряжением, становится для собаки сильнейшим
раздражителем.
[4] Применение команд, отработанных во время выработки основных
навыков защиты. Естественно, применение таких команд вызывает вполне
конкретное поведение, не имеющее никакого отношения к охране вещи.
[5] Работа помощника направлена на то, чтобы вызвать агрессию, а не
на то, чтобы завладеть вещью. На практике обычно именно так и
бывает.
После всего сказанного остается удивляться, как вообще некоторые
собаки, прошедшие подобную подготовку, начинают охранять вещь, а
ведь такое бывает! Это еще раз подчеркивает правоту старой
кинологической мудрости: "Собаки всегда умнее дрессировщиков". С
учетом своего опыта могу честно признаться, что всегда при отработке
охраны вещи значительно больше времени уходит на выработку
правильного поведения у дрессировщиков, чем на выработку навыков у
собаки.
Итак, для успешной отработки навыка охраны вещи необходимо соблюдать
следующие правила:
Нужно подобрать вещь, интересную собаке. Необходимо исходить из
индивидуальных особенностей животного. Если у собаки хорошая
заинтересованность в апортировке, то логично использовать
апортировочный предмет. Для пищевиков (животных с преобладающей
пищевой реакцией поведения) однозначно нужна миска с лакомством.
Предмет может быть любым, потом будет несложно переключить собаку на
охрану любого предмета. Один совет. Необходимо сделать так, чтобы
собака не смогла поднять и унести предмет от настойчивого помощника.
Если вы работаете с апортировочным предметом, то привяжите его к
лежащей на земле трубе, к торчащему из земли кольцу, и т.д. Если вы
работаете с пищей, подберите огромную тяжелую тару, а лакомство
желательно разбить на кусочки, или сделать вообще жидким. При этом
желательно предварительно выработать запрет на еду без команды (это
один из основных навыков пристойного поведения).
Во время работы необходимо всячески поощрять заинтересованность
животного в предмете. Собака должна чувствовать, что предмет ее
собственный. Пусть она ложится на него, ставит на него лапу (нельзя
разрешать только грызть охраняемую вещь). После каждой тренировки
отдавайте предмет собаке (скормите пищу, или отдайте апортировочный
предмет).
Навык охраны вещи вырабатывайте как можно раньше. Уже шестимесячное
животное способно правильно и красиво охранять вещь. Более того,
собака в таком возрасте гораздо проще учится это делать - у нее еще
нет выработанных защитных навыков, она не перевозбуждается при виде
помощника. А делать угрожающие выпады и рычать щенок в этом возрасте
в состоянии. Конечно, речь еще не идет о нормальной хватке, но
хватку можно добавить и в будущем. В таком возрасте вся тренировка
воспринимается как игра, и у собаки нет природной потребности,
бросив все, гоняться за помощником по всей площадке.
Применяйте отдельную команду, которая не применяется при задержании
помощника. Например, команда "охраняй". Подавайте эту команду один
раз, в начале отработки упражнения. В процессе работы применяйте
только поощрение. Работайте практически с первого занятия с двумя
помощниками. Так будет легче учить собаку не увлекаться атакой, а
оставаться возле вещи (второй помощник должен коварно лезть к
охраняемой вещи, пока собака атакует первого).
Работа помощника должна быть направлена на выработку
заинтересованности животного к охране вещи, а не атаки. Агрессия -
это вынужденное средство для собаки (как говорится, ничего личного).
Помощник моментально останавливается и отходит назад, как только
собака начинает рычать и делать выпады. Находясь на расстоянии от
вещи, помощник не должен провоцировать животное (речь идет о
первоначальном приучении). Если все делать правильно, то защитное
снаряжение при первоначальной выработке навыка вообще не нужно. Для
собаки такая работа - игра, во время которой рычание и попытки
хватки - лишь средство отогнать помощника в сторону. Вы создаете
условия, в которых животное не может унести вещь, а бросить ее
совсем не хочется. И помощник должен спровоцировать собаку на
минимальные агрессивные проявления (рычание), и показать своим
поведением, насколько такие проявления эффективны.
В заключение хочу рассказать, как это делал я на заре своей карьеры
в армии, только закончив специальное военное учебное заведение.
Моей собаке (боксер, сука, очень крепкая и подвижная нервная
система, пищевик) было 4 месяца. Честно говоря, я пришел к своей
методике выработки навыка охраны вещи случайно (по тем методикам,
которые нам вдалбливали в училище, этим следовало заниматься после
выработки основных защитных навыков). Я приучил щенка есть только по
команде "кушай", так как это было очень удобно (можно насыпать
витаминов, минералов в кашу, пока собака сидит и пускает слюни).
Часто собака ела там, где содержалось несколько сотен собак.
Специально проинструктированный человек (армия все-таки!) приносил
бачок с кашей и ставил его перед собакой.
Однажды я заметил, что щенок начинает есть по команде "кушай",
поданной не только мной, но и любым желающим (обычно нечего делать
было некоторым сержантам). Мне это не понравилось. Сначала я вообще
собирался отучить животное реагировать на команду постороннего.
Поэтому, вылавливая каждый день нового сержанта, я заставлял его
давать команду "кушай" собаке, пресекая ее выполнение. Через два-три
дня щенок сообразил, что слушать нужно только меня, а на команды
всяких проходимцев реагировать не стоит.
Я был доволен, цель была достигнута. Для профилактики и для
закрепления навыка я решил несколько дней продолжать выработку
навыка. И тут я заметил, что собака злится на постороннего, который
дает команду! Возникла мысль: а не попробовать ли нам поохранять
этот бачок? По моей просьбе (если офицер вежливо просит сержанта, он
всегда все выполняет, что характерно ;-))), после команды "охраняй"
помощник потянулся к бачку. Собака сразу бросилась на помощника,
забыв об этом самом бачке. Тогда я решил подключить еще одного
помощника. В то время, как собака атаковала первого, второй хватал
бачок и медленно отходил с ним в сторону. Я в это время заставлял
собаку взглянуть на это безобразие. Заканчивалось все тем, что
помощник ставил бачок на землю и убегал.
Вся работа проводилась на коротком поводке. Работали мы раз в день,
буквально по пять минут. Каждое упражнение начиналось командой
"охраняй", а заканчивалось поеданием содержимого бачка (естественно,
по команде). При этом помощники не убегали далеко, а стояли в
нескольких шагах и спокойно обсуждали со мной детали проведенного
упражнения. Этим самым вырабатывалась спокойная реакция собаки на
помощника, который ведет себя "прилично". Через неделю собака
прекрасно уяснила, что от нее требуется, и после команды "охраняй"
ставила лапу на край бачка, делала дурные глаза и смотрела куда-то
внутрь себя, не двигаясь. На приближение помощников, которые
работали втроем, а то и вчетвером, щенок отвечал рычанием и
короткими выпадами. Поводок при этом я не отстегивал, а просто
бросал, а сам отходил в сторону (за спины помощников).
Убедившись, что собака делает все, как надо, я попробовал
переключить ее на охрану других вещей. Попробовав с рукавицей
(чужая, с чужим запахом), я понял, что собака реагирует на команду
"охраняй" так же, как и при работе с бачком. На выработку
первоначального навыка ушло две недели, в течение которых ежедневно
проводилась пятиминутная тренировка. Впоследствии я усложнил навык,
применял разные вещи, увеличивал время охраны. Но главное оставалось
неизменным: помощники всегда чувствовали себя в полной безопасности,
отойдя от вещи на четыре-пять шагов. Даже когда собака повзрослела,
помощник, оставив в покое вещь, мог снять и бросить на землю
защитное снаряжение, собака никогда не преследовала его.
Когда вы будете вырабатывать навык у своего питомца, вам следует
учесть его индивидуальные особенности. Может быть, ему будет
неинтересно охранять бачок с пищей, а работа с апортировочным
предметом будет гораздо эффективнее. Но добиться этой
заинтересованности очень важно.
Источник: http://www.k-9.ru
Вернуться в раздел "Статьи"