ИГРАТЬ ЛИ С ДРУГИМИ СОБАКАМИ?
В представлении многих владельцев собак общение их питомцев с себе
подобными - важное мероприятие в воспитании животного и формировании
его психики. Нередко приходится слышать утверждения: "зачем лишать
собаку маленьких радостей жизни?", "побегают вместе - заодно получат
физическую нагрузку", "крайне важно для собаки, живущей в городе,
научиться общаться с другими собаками". Многие убеждены, что навык
общения с братьями по разуму - основа всей социализации. Так ли это?
Можно ли отпускать собаку побегать в стае? Нужно ли это?
Начать необходимо с вопроса, какое поведение собаки в городских
условиях можно считать приемлемым? Ясно, что жизнь в городе
(впрочем, как и в населенных пунктах за пределами городской черты)
накладывает на поведение животного ряд ограничений. Каким бы
сторонником естественного поведения владелец собаки и был, вряд ли
ему понравится, если его питомец возьмется устанавливать на свое
усмотрение границы территории и защищать ее, обозначать перед дверью
соседа принадлежность территории естественным для собаки образом, и
передвигаться в собственном микрорайоне так, как хочется, а не так,
как требуется владельцу. Если собака, например, открывает
холодильник, утаскивает замороженную курицу, забирается с ней на
хозяйскую кровать и там с удовольствием съедает добычу, то такое
поведение тоже можно назвать маленькой радостью. Но любой владелец
постарается лишить своего питомца таких радостей, накладывая на
деятельность собаки ограничения и устанавливая жесткие правила.
Поэтому аргумен! т о радостях не может восприниматься серьезно.
Развлечение и радость у собаки должны быть, но такие, которые
формируют правильное поведение.
Нужно понимать: любая мотивация, или реакция поведения может
развиваться, или наоборот, затухать. Моя собака в полугодовом
возрасте с удовольствием носилась за голубями, стоило их увидеть во
время прогулки. Но, во-первых, ни одного она так и не поймала, а
во-вторых, я это поведение, мягко говоря, не одобрял. Теперь мы
спокойно проходим мимо голубей, не обращая на них внимания. Этот
пример демонстрирует изменение поведения в результате планомерного
систематического воздействия на животное. Та же собака, увидев мячик
впервые, не очень-то им заинтересовалась. Но, регулярно выполняя ряд
упражнений во время занятий, мне удалось настолько повысить
заинтересованность в мяче, что теперь я могу использовать эту
игрушку не только для отработки навыков послушания, но и для
физической тренировки. Собака, даже сильно уставшая, готова бегать
за мячом снова и снова. То есть, необходимая мотивация была развита
в процессе дрессировки.
Любой собаке требуется физическая и психологическая нагрузка. Если
владелец не дает такой нагрузки, занимаясь с животным дрессировкой и
физическими упражнениями, то собака самостоятельно находит себе
занятия, для того чтобы найти выход энергии. Кто-то копает ямы,
кто-то - бегает кругами по парку, а многие развлекаются игрой с себе
подобными. В зависимости от индивидуальных особенностей и от
возможностей поведение это развивается, закрепляется и становится
преобладающим. У меня на площадке занимается доберман, который
проявляет сильное добычное поведение по отношению к кротовым норам.
Собака пытается сорваться из любого положения, если это удается, то
добегает до ближайшей норы и начинает копать. Приходится тщательно
тормозить такое поведение, уделяя этому значительную часть занятия.
А собаке просто никто никогда не запрещал делать это во время
прогулки. Один раз даже был пойман крот, и собака таким образом
получила сильное подкрепление.
Игра с другими собаками - такое же поведение, как и любое другое. И
стремление к такому поведению также может развиваться. Если давать
животному играть с собаками, то происходит следующее:
• стремление играть с любой собакой становится преобладающим;
• вероятность срывов при появлении собак во время выполнения навыков
послушания сильно возрастает;
• теряется концентрация в процессе дрессировки при выполнении
практически всех навыков;
• ослабляется контакт с владельцем-дрессировщиком.
Если при работе на площадке во время перерывов давать собакам
играть, то они начинают ждать перерыва, отвлекаются, пытаются
сорваться и подбежать друг к другу. Необходимо на перерыв разводить
собак в разные стороны, в таком случае концентрация при работе будет
выше.
Во время прогулок необходимо играть с собакой в зависимости от
индивидуальных особенностей животного и от целей дрессировки.
Ухватки, мячики, бег, преодоление препятствий, плавание - собака
отдыхает, владелец работает. При таком подходе годам к полутора-двум
собаке становится гораздо интереснее общаться с владельцем, чем с
себе подобными.
Одним из основных требований социализации является приучение собаки
к спокойному реагированию на присутствие других собак. Заметьте - к
спокойному реагированию, а не к устраиванию "веселых стартов".
Спокойному реагированию и нужно учить. Отрабатывайте навыки
послушания в присутствии собак, для этого существует много
интересных и эффективных упражнений. Используйте работу в паре, в
группе. Но речь в таком случае идет именно о работе, а не о
свободной игре.
Источник: http://www.k-9.ru
Вернуться в раздел "Статьи"