ГОТОВИМ СОБАКУ-ТЕЛОХРАHИТЕЛЯ
(ШКОЛА ШМЕЛЬКОВА)
ПРОШЛО уже больше года, как наши читатели познакомились с
оригинальной методикой обучения собак-телохранителей Павла Шмелькова.
За этот период на страницах газеты и журнала регулярно появлялись
его статьи, вызывающие неослабевающий интерес, большим спросом в
редакции пользуется и книга Павла Константиновича "Твой защитник-
телохранитель". Однако вопросы по-прежнему возникают. И мне
показалось, что лучше всего задать их нашему постоянному автору на
дрессировочной площадке, в самой что ни на есть рабочей обстановке,
а заодно и вновь окунуться в интереснейшую атмосферу, которая царит
на занятиях Павла Шмелькова. Почему вновь? Так уж по- лучилось, что
эти увлекательные занятия на дрессировочной площадке клуба "Сапсан"
мне довелось не только наблюдать со стороны, но и поучаствовать в
них самой, обучая искусству защиты хозяина свою кавказскую овчарку
Джесси (Женьку).
Прошлой зимой мы приехали на площадку, чтобы пройти начальный и
основной этапы обучения. Злобная от природы, Женька иногда была
склонна поосторожничать в незнакомой обстановке. Ездить пришлось
далеко, но мне, а что удивительно - и самой Женюхе, эти дальние
прогулки и "работа" на площадке были в радость.
Обучение собаки-телохранителя вещь, конечно, нешуточная, это не
развлечение, а работа: не только для дрессировщика, но и для
владельца. Однако, как ни странно, эти три часа в холодном зимнем
лесу пролетали совсем незаметно. Видимо, потому, что я ощущала себя
не скучающим статистом, а активным участником.
Павел Шмельков готовит не атакующую собаку, а охраняющую - в
методике нет команды "фас", и вся энергия, все возможности пса
направлены только на защиту хозяина, но не на беспричинную агрессию
к окружающим.
В нашей группе "кавказец" был один - моя Женька. Кавказская овчарка
- собака караульная, и мне показалось, что для роли идеального
телохранителя она не слишком подходит. Все-таки задачи у
"караульщиков" и "телохранителей" немного разные. Однако моя Джесси,
благодаря индивидуальному подходу Павла Шмелькова к каждой собаке,
очень многому научилась. Она яростно защищала меня, не подпуская
никого в зону охраны, отбивая нападения в лобовую и со спины, а
самое важное, что осторожность в глазах и действиях исчезла. Хотя на
прогулке, что меня поразило, Жэк стала гораздо сдержаннее и
разборчивее в выборе "подозреваемых", в то время как раньше кидалась
на все, что близко шевельнется (видимо, от внутренней
неуверенности), зато в зону охраны вход посторонним теперь строго
воспрещен. А тылы на предмет неожиданного нападения просматривались
очень внимательно.
Мне стало гораздо спокойнее с Женькой, а главное пройдя обучение, я
смогла увидеть возможности своей собаки, узнать, на что она способна
и как поведет себя в сложный момент. Поскольку даже "рабочая" по
натуре собака, не про- шедшая дрессировки, впервые очутившись в
экстремальной ситуации, может не сработать, растеряться - она просто
не знает, что делать, нет опыта - его необходимо набрать, чтобы
научить охранять хозяина.
Все это ностальгически вспомнилось, когда в одно воскресное утро
(правда, без собаки) я вновь очутилась на знакомой лесной полянке,
чтобы за- дать наиболее часто встречающиеся вопросы наших читателей
Павлу Шмелькову - опытнейшему дрессировщику, автору столь
"жизненной" методики подготовки собак-телохранителей.
Ровно в девять часов начинаются занятия, которые сегодня проводят
два дрессировщика - Павел Константинович и его сын Александр. Мои
вопросы и ответы дрессировщика мы опубликуем в следующем номере.
А сейчас мы приглашаем наших читателей рассказать нам о своем опыте
дрессировки по методике Павла Шмелькова. Ведь очень многие брали в
редакции книги "Твой защитник- телохранитель" именно для того, чтобы
организовать подобный курс у себя в городе, поселке. Нам и Павлу
Шмелькову очень интересно, что же из этого получилось. А, может
быть, что-то осталось непонятно, возникли вопросы, Павел
Константинович на страницах газе- ты с удовольствием ответит на них.
Пишите нам!
Я ЗНАЮ, что как только начнется процесс дрессировки, времени на
разговоры уже не останется, поэтому основная масса вопросов до
начала занятий.
- Павел Константинович, предстоит первое занятие. Какая основная
задача на сегодняшний день?
- Нет, первое занятие в следующее воскресенье. А сегодня занятие
нулевое. А задачи следующие: 1) познакомиться с каждой собачкой; 2)
дать ей оценку с учетом ее возраста; 3) провести включение в работу;
4) распределить на две группы и на основании всего этого со
следующего воскресения начать заниматься по программе первого этапа
обучения.
- А сколько занятий на первом этапе обучения?
- Всего восемь.
- Я вижу на площадке собак разнообразных пород. Вы кому отдаете
предпочтение?
- Основной костяк занимающихся - это владельцы ротвейлеров клуба
"Сапсан". Собаки, как правило, очень крупные, мощные, но легко
дрессируемые. Но мне интересно работать с любыми породами. Обратите
внимание вон на ту, белую. Аргентинский дог. Я пока с этой породой
не знаком, поэтому будем смотреть, какой подход к ней нужен.
- А есть ли породы, с которыми вы не работаете?
- Я не дрессирую охотничьих собак, за исключением бладхаундов. Из
крупных пород собак я не работаю с собаками любых пород, если
владелец не в состоянии удержать своего пса на месте мышцами рук. Из
некрупных - с американским пит- бультерьерами, ам. стафф. терьерами
и бультерьерами. Довольно часто мне задают вопрос, какой породе
собак отдать предпочтение при приобретении щенка, чтобы в дальнейшем
она смогла работать как собака-телохранитель. Обычно я советую,
внимательно познакомиться с возможно большим количеством
кинологической литературой, узнать самому, для каких целей была
предназначена интересующая порода при ее выведении, и после этого
сделать свой выбор. Ведь для объединенной "работы" человека и собаки
очень важна совместимость их характеров. Например, кого-то выводит
из себя необычайная преданность овчарки и ее постоянное заглядывание
в глаза в ожидании очередной команды. Ну а кто-то, возможно, будет
не в восторге от самостоятельного поведения весьма уверенного в
своих силах ротвейлера.
- Вы сказали, что не дрессируете очень крупных собак. Но я смотрю,
вон на того огромного немецкого дога. Да разве его-то можно держать
на месте?!
- Да, пожалуй, вы правы. Здесь мы с Сашей посоветовались и сделали
исключение из правил. Еще вне площадки владельцы этой собаки
продемонстрировали нам удивительную выучку и послушание. Но у этого
пса в глазах настороженность. Мне не нравятся собаки с таким
взглядом. Я знаю, как добавить ему смелости и отваги. Думаю, что вы
будете тому свидетелем.
- Вы, можно сказать, забраковали три очень популярные породы в нашей
стране. Почему?
- Нет, нет! Ни в коем случае не забраковал. Я дрессировал собак этих
пород, но пришел к выводу, что моя методика обучения здесь не
подходит, поэтому я прекратил включать их в группы. Я знаю некоторых
людей, занимающихся только с этими собаками, накопивших большой опыт
в разведении и дрессировке, и соответственно, более опытных, чтобы
говорить о них.
- Как проводятся сами занятия?
- Начинаем мы в 9 часов, заканчиваем в 12. 3 часа. Если не
укладываемся в намеченную программу, прихватываем еще полчасика. В
середине занятий делаем пятнадцатиминутный перерыв. Вы, наверное,
помните, что мои занятия похожи на спектакль, где каждый участник
играет свою роль. Идет обучение и собаки, и ее владельца. Причем
получается интересная вещь: 60% времени приходится тратить на
владельца и 40% - на саму собаку.
- Собаки на площадке очень разные, не только по породам, но и по
возрасту. Какова возрастная разница в этой группе?
- Самой молодой собачке - восемь месяцев, самой старшей - шесть лет.
Две собаки, немецкая овчарка и черный терьер - четырехлетние, но в
основном около года или чуть старше.
- Вы сказали, что разделите собак на две группы. Это связано с их
возрастом или же способностями?
- Да, если можно так сказать, это связано со способностями. Я это
называю "силой духа" собаки. После упражнения "Включение" мы будем
использовать набивной мешок. Работа по набивному мешку позволит
определить, в какую группу записать собаку. В дальнейшем занятия с
первой и второй группой будут проводится по разным программам, что
позволит вторую группу, более слабую, к третьему занятию вывести на
уровень работы первой. И тогда мы вновь их объединим.
После проверки по набивному мешку во вторую группу попадут собаки,
непригодные к дрессировке по этой методике. Как правило, из десяти
собак таких бывает одна, две, максимум три. Непригодность собаки к
службе собаки-телохранителя, нам видна уже на первом занятии. Но
владелец собаки это может понять только к третьему занятию, когда
его пес начнет значительно отставать от остальных.
Также будет более понятна причина отставания. А причин может быть
две.
1) ВОЗРАСТ. Тогда мы предлагаем подождать несколько месяцев и
попробовать в следующей группе.
2) СИЛА ДУХА СОБАКИ. Тогда я предлагаю владельцу не тратить свое
время и деньги.
- Не обижаются ли эти люди, как например, на выставке, за плохую
оценку?
- Нет, не обижаются. Поскольку весь процесс дрессировки
разворачивается у владельца перед глазами, и он реально оценивает
возможности своей собаки. Многие все-таки продолжают заниматься и
добиваются кое-каких результатов. Но все эти успехи очень
относительны.
На данном этапе применяется 100%-е подкрепление (каждый ответ собаки
на раздражитель поощряется независимо от качества работы).
Теперь самое время остановиться и опять заняться теорией. Необходимо
определить ПОРЯДОК ВВОДА УСЛОЖНЕНИЙ
Усложнения - это ступеньки лестницы, по которым вы проведете свою
собаку на пути к четко отработанному навыку. При отработке подзыва
по команде усложнения будут такими:
- подход после подзыва;
- подход после подзыва с последующей посадкой;
- подход после подзыва с последующей посадкой и выдержкой;
- подход после подзыва с последующей посадкой и выдержкой с
последующим переходом и посадкой в положении "рядом" по команде;
- выполнение навыка в условиях действия отвлекающих раздражителей.
Навык вы будете отрабатывать именно в такой последовательности, и
чем четче определен порядок ввода усложнений, тем легче работать.
Источник: http://www.k-9.ru
Вернуться в раздел "Статьи"