Home  Puppies   Breeding program  Males  Females  Former Dogs  Contact  

 

 
 

Дрессировка собак / статьи

 

Основы дрессировки


     0Сущность дрессировки


Каждый человек, работающий с собакой и имеющий ее в личном пользовании, в известной степени, является дрессировщиком.
Дрессировать и успешно использовать на работе собаку может человек любящий собак, терпеливый, наблюдательный, настойчивый, выдержанный, спокойный, смелый и энергичный, умеющий хорошо владеть своим голосом, жестами, движениями, знающий основы поведения собак и особенности дрессируемой собаки, технику обучения тому или иному приему дрессировки и виду службы собаки, умеющий определить состояние собаки в данный момент и причины изменения ее поведения, устранять или усиливать их, вести процесс дрессировки, правильно анализировать свои ошибки и ошибки собаки на занятиях и на работе.
Конечная цель дрессировки – выработать у собаки навыки правильно и безотказно выполнять приказания дрессировщика, отданные условными словами–командами, или заменяющими их жестами и сигналами.
В дрессировке прежде всего используются врожденные особенности и свойства собак. Каждой из групп и пород собак присущи определенные наследственные задатки, образовавшиеся в итоге многовековых повторных упражнений в выполнении той или иной работы.

Методы дрессировки


1. Механический
Механический метод дрессировки основан на подкреплении условного раздражителя физическим или болевым воздействиям – нажимом, рывком поводка, шлепком, ударом хлыста, плетки, оглаживанием.
2. Вкусопоощрительным
Вкусопоощрительный метод основан на пищевом раздражителе.
3. Контрастный
Контрастный метод характеризуется тем, что в нем используются раздражители и механического и вкусопоощрительного методов. Более характерны в дрессировке.
4. Подражательный


Подражательный метод используется в дрессировке как вспомогательный, наиболее распространен в пастушьей службе.

При выборе методов дрессировки учитываются индивидуальные особенности и характер собаки.

Основные правила дрессировки


Дрессировщик во всем комплексе его влияния на собаку (голос, жесты, характер движений, выражений лица – мимика, вид одежды и присущий только ему индивидуальный запах) является для нее главным и сильнейшим раздражителем. Любовное и терпеливое отношение к собаке, своевременное подкрепление правильных ее действий лакомством, лаской, надлежащий уход, кормление,, прогулки формируют прочную базу полного доверия и привязанности собаки к дрессировщику, устанавливают между ними взаимоотношения, прочный контакт. Внешне они характеризуются постоянным наблюдением собаки за дрессировщиком, доверчивым быстрым подходом к нему, полным послушанием, отсутствием боязни дрессировщика.
Большое влияние на ход дрессировки оказывает голос дрессировщика, искренность тона и интонация голоса. Собака не понимает смысла произносимых человеком слов, но обладая тончайшим слухом, хорошо различает и улавливает малейшие колебания в его голосе, порой незаметные для самого дрессировщика. Команду дрессировщик подает спокойно, приказной интонацией голоса. Ободряет собаку ласковой интонацией, выражает недовольство ошибками, повторно требует исполнения команды повышенным, угрожающим, но не крикливым тоном. Умение владеть интонациями своего голоса обязательно для каждого дрессировщика.


Немаловажное значение имеют и движения, жесты дрессировщика. Порывистые, резкие, лишние (например, топанье ногой) движения могут вызвать у собаки проявление оборонительной реакции в форме злобного или трусливого отношения к дрессировщику, особенно у собак крайних типов.


При организации и проведении дрессировки собак необходимо:


1. знать особенности поведения данной собаки, ее характер (ласковый, недоверчивый, игривый, угрюмый), тип высшей нервной деятельности;
2. вести дрессировку с определенной для каждого занятия задачей и до выполнения ее не переходить к следующей задаче;
3. тщательно вырабатывать необходимый условный рефлекс строго соблюдая требования о подаче сначала условного раздражителя;
4. не изменять не жестов, ни слов команды отдавая ее четко, тверда и единообразно;
5. непременно поощрять каждое правильное действие собаки;
6. четко разграничивать на занятиях рабочее и свободное состояние собаки, при этом соответственно изменяется и поведение самого дрессировщика: на занятиях – требовательность, настойчивость, приказной тон команд, деловые движения и подтянутость, в перерывах – предоставление собаке свободы движений, игра с ней;
7. разнообразить занятия и в ходе их внимательно следить за заинтересованностью собаки работой и за физическим ее состоянием;
8. быть подвижным, помогать собаке, наталкивать ее своими действиями на правильное решение, активно поощрять собаку (лакомством, лаской, игрой) за первое исполнение приема дрессировки.


В процессе дрессировки, кроме поощрения, применяют принуждение и запрещение. Для принуждения вводят различные механические раздражители: рывок, нажим, удар. Оберегая себя, защищаясь, собака выполнит требуемое действие. Так при выработке, например, приема хождения собаки у левой ноги дрессировщика всякое отклонение от этого положения вызывает команду «рядом» или «к ноге» и рывок поводком за ошейник, давящим на шею собак.


Принуждение наиболее часто применяют при выработке четкого исполнения приема в обстановке, когда на собаку действуют различные отвлекающие раздражители. Первоначальным принуждением будет команда отрабатываемого приема, произнесенная повторно и в угрожающем тоне. При исполнении ее немедленно применять механическое, болевое воздействие, благодаря чему сама команда, отданная голосом с угрожающей интонацией, постепенно становится почти равноценной механическому воздействию. Особенно, если ее периодически подкрепляют последним. Часто применение дрессировщиком принуждения, особенно к собакам крайних типов и близких к ним, может сделать собак боязливыми и нервными.
Контраст принуждение-поощрение повышает заинтересованность собаки, стимулирует четкое исполнение приема дрессировки и уравновешивает после принуждения состояние нервной собаки ее нервной системы. Выгул собаки в перерывах между занятиями также является поощрением. При дрессировке злобных собак, караульных, розыскных, служебных собак в качестве поощрения собакам разрешают хватку помощника, изображающего нарушителя. «Баловство» собаки лакомством, даваемым без всякой причины, обесценивается поощрение.
Запрещение применяют для прекращения нежелательных действий собаки, выражая его угрожающей резкой интонацией команд «фу!», «нельзя!». Выработка условного рефлекса на команду запрещения «фу!» требует подачи ее в момент начала нежелательного действия собаки при попытке его совершить.


Применение сильного условного раздражителя «фу!» требует умения. Как правило, он дается редко, в момент большого возбуждения собаки сильным раздражителем (появлением кошки, бегущего животного, птицы).Во многих случаях достаточно применения команды того или иного приема, произнесенной угрожающим тоном.

Условия, обеспечивающие правильную дрессировку


На правильный ход дрессировки оказывают влияние внешние условия: время суток и года, температура и влажность воздуха и почвы, ветер, характер местности и почвы.
Лучшее время для занятий дрессировкой – раннее утро, после ночного отдыха собаки, до утреннего кормления или спустя 1,5 – 2 часа.
Лучшее время года – весенне-летний и ранневесенний периоды.
Лучшая температура воздуха 120 – 150С зимой, в безветрие до 100С. В очень жаркое время суток дрессировку собак, как правило, не проводят.
Влажный воздух облегчает работу собаки по запаху и следу, дождь и снег затрудняют ее.
Наиболее благоприятный встречный, небольшой силы ветер.
Пастушьи собаки, охраняющие стадо, а также караульные и сторожевые собаки при встречном ветре быстрее и с большего расстояния улавлвают приближение хищника или нарушителя.

Ошибки дрессировщика


Методические ошибки:


1. Неправильная система обучения отдельным приемам.
2. Плохие знания и навыки дрессировщика в определении причин отказа или плохого выполнения собакой данного приема и особенностей поведения собаки, ее характера, физического состояния в данный момент (это затрудняет предотвращение нежелательных действий собаки).
3. Оценка действий собаки, как действий мыслящего существа – наиболее частая и грубейшая ошибка некоторых дрессировщиков и любителей собак.

Технические ошибки:


1. Неумение правильно выработать у собаки условный рефлекс, применять условный и безусловные раздражители, своевременно закреплять поощрением правильное действие собаки.
2. Плохая отработка самим дрессировщиком техники подачи команд и жестов, нарушение единообразия в их применении (это путает собаку и задерживает образование у нее вырабатываемого условного рефлекса).
3. Замена команды созвучным или близким к ней словом, нечеткая подача команды (вместо команды «сидеть!» звучит то «садись!», то «сядь!» и т.д.).
4. Небрежность в обращении с собакой: наступание на лапы, случайные удары поводком по голове (собака пугается дрессировщика и контакт между ними нарушается).
5. Неумелое использование и подгонка применяемого в дрессировке снаряжения.

Ошибки, характерные для дрессировщиков любителей.


1. Вялое и нерешительное поведение дрессировщика, монотонные команды, отсутствие требовательности и непринятие мер к обязательному выполнению собакой поданной команды.
2. Изменение клички собаки – уменьшительная и ласкательная.
3. Излишне частое применение команды запрещения «фу!» с сильным воздействием, что запугивает собаку, или наоборот частое «фу!» без подкрепления безусловным раздражителем создает равнодушное отношение собаки к этой важнейшей команде и приводит к ее неисполнению.
4. Передрессировка собаки из-за ошибок дрессировщика.


Неустраненные дрессировщиком посторонние раздражители на месте, выбранном для первой стадии обучения собаки, во время последующей дрессировки вызывают такие отрицательные явления, как отвлечения.
Для борьбы с отвлечениями дрессировщик обязан переключить внимание собаки на себя (например, сделать вид, что убегает, тогда сильно возбужденная собака бросается к нему).


Нежелательные связи возникают при однообразной схеме последовательности отработки приемов дрессировки (например, подача голоса, потом посадка, затем прыжки через препятствия, укладка и снова повторение этих приемов в том же порядке). Через несколько таких занятий собака, выполнив первый прием («голос!»), исполнит остальные приемы сама, без команды дрессировщика.
Проведение занятий в одном и том же месте, порядке, в одни и те же часы вырабатывает у собаки привычку, при которой она исполняет команды только в данном месте и только в одно и то же время. При проведении занятий с одним и тем же помощником, надевающим один и тот же предохранительный костюм, образуется нежелательная связь на данного помощника и на костюм.
При нежелательных действиях собаки, совершаемых из-за ошибок дрессировщика, занятия по данному приему следует временно прекратить и вернуться к начальным элементам его отработки.

Общие приемы дрессировки


Общие приемы дрессировки необходимы для выработки у собаки послушания, дисциплины и служат основой для перехода к более сложным специальным приемам той или иной службы собаки.
Первоначальную дрессировку по некоторым приемам проводят еще со щенком без принуждений и сильных воздействий.
Систематическую дрессировку начинают проводить с собаками 10-12-ти месячного возраста. Прежде всего отрабатывают приемы, не требующие торможения и принуждения – кличка, подзыв, свободное состояние, преодоление естественных и легких препятствий. Затем отрабатывают такие приемы, как хождение рядом, посадка, укладка, стояние, голос, поноска в черне и с последующей шлифовкой их – удлинением выдержки в определенном положении. Наконец, приучают к выстрелам, прыжкам через высокие препятствия, хождению по буму, лестнице, к отказу от корма и др.

Следующие разделы:
1. Дрессировка караульных собак.
2. Дрессировка патрульных собак.
3. Дрессировка розыскных собак.
4. Дрессировка сторожевых собак.
5. Дрессировка упряжных собак.
6. Дрессировка собак для связи и подноса легких грузов.
7. Спортивная дрессировка служебных собак.
8. Дрессировка собаки-поводыря слепого.

Дрессировка караульных собак


Для использования на караульной службе пригодны средние, выше средних и крупные собаки всех пород, обладающие хорошим слухом, зрением и обонянием, смелые, недоверчивые, злобные и выносливые к колебаниям погоды. Лучшими породами собак для караульной службы являются кавказские, среднеазиатские, южнорусские и восточноевропейские овчарки.
Дрессируют караульных собак на поводке. Для дрессировки необходимо иметь предохранительный рукав (2 или 3) из материалов разного цвета, дрессировочные плащи, предохранительные костюмы, соломенные жгуты, обшитые холстом и имеющие вид палки, прочные металлические цепи и специальные шлейки для караульной собаки.
В качестве помощников дрессировщика привлекаются лица, не связанные с работой по обслуживанию собак. Сам дрессировщик относится к ним при собаке как к посторонним. До занятий с собакой помощники знакомятся с техникой предстоящей работы. Они должны действовать смело, энергично, полностью входя в роль «нарушителя». Перед каждым занятием помощникам сообщают задачу, особенности их действий, места выхода к собаке, сигналы, которые дрессировщик будет незаметно давать и т.д.
Специальные приемы дрессировки караульных собак следующие. Развитие злобы и недоверия к посторонним лицам. Команда «Охраняй!»


Техника дрессировки:


Равнодушие, а затем и недоверие к людям посторонним формируется еще у щенка, отличающего ровное ласковое обращение с ним воспитателя-дрессировщика от равнодушного отношения к нему других людей.
Применение раздражителей, вырабатывающих появление оборонительной реакции у собаки, должно быть очень умелым: сильные раздражители могут выработать у собаки робость и трусость, легкие могут не вызвать нужного эффекта.
При дрессировке по этому приему помощник дрессировщика приближается к собаке, окликает ее ласковым голосом, зовет к себе, но как только собака начинает подходить к нему, замахивается рукой или прутом, а если собака не обращает на это внимания, наносит ей легкий удар по спине или бокам.

 

Кинологический Центр Лайт.2009 г.Днепропетровск-Киев.

Договориться об организации занятий Вы можете позвонив:


в Днепропетровске: 8(056)796- 07-27; 8(067)618-20-50
Конт. Лицо: Степаненко Сергей Викторович


в Киеве:8(044)331-32-70, 8(067)252-46-43; 8(068)120-79-70
Конт. Лицо : Левченко Сергей Викторович

 

Вернуться в раздел "Статьи"


Профессиональная дрессировка и обучение собак в Днепропетровске, Запрожье, Киеве на Украине.

 

Все права защищены © 2006
Создание сайта, раскрутка и поддержка - СИНТЕЗ Украина Днепропетровск