Home  For sale!   Breeding program  Males  Females  Former Dogs  Price  Contact  

 

 
 

Обращение владельца собаки к инструктору

 

ОБРАЩЕНИЕ ВЛАДЕЛЬЦА СОБАКИ К ИНСТРУКТОРУ

 

Зачастую успешная работа инструктора по дрессировке зависит не только от его профессиональных навыков и знания поведения собак, но и от того, насколько он умеет понять, что требуется любителю-дрессировщику. Формально все владельцы собак приходят к инструктору с одними и теми же запросами: "Идеальное послушание собаки, беспрекословное подчинение командам хозяина", "Защита хозяина от других людей и собак", “Верное служение” только своему хозяину". Данные запросы, как правило, повторяются из раза в раз, людьми разных профессий и возрастов и имеющих собак различных пород. Однако, как показывает практика, реальные причины, т.е. мотивы, которые стоят за принятием решения обратиться к профессиональному дрессировщику, зачастую не столь очевидны. За одним и тем же открыто декларируемым запросом - мотивировкой, могут скрываться различные мотивы, или истинные причины принятия подобного решения, увидеть и разобраться в которых не всегда удаётся с первого взгляда.


Для многих опытных инструкторов не секрет, что основную часть времени приходится работать не столько с собакой, сколько с её хозяином, и зачастую успех дрессировки определяется не столько безупречной работой собаки, сколько внутренней удовлетворенностью её хозяина, его способностью или даже желанием вступать в грамотные взаимодействия со своим питомцем. Инструктора может поставить в тупик то, что реальные успехи в работе собаки оцениваются её хозяином негативно и он неожиданно прерывает занятия. Иногда в ходе дрессировки у владельца неоднократно меняются требования к послушанию своей собаки. Бывают и такие ситуации, когда, несмотря на казалось бы правильную и напряжённую работу, происходят постоянные срывы и процесс заходит в тупик. Причины подобных ситуаций, с нашей точки зрения, могут быть в том, что проблемы поведения собак нередко являются для людей и инструментом решения тех или иных собственных проблем. Профессиональный инструктор, умея видеть реальную причину, стоящую за решением дрессировщика-любителя придти на занятия - тот мотив, которым он руководствуется, а не мотивировку - то, чем он объясняет свой приход к нему, выбирает как способы общения с владельцем, так и методы дрессировки собаки.


Мы проанализировали конкретные случаи работы инструкторов по дрессировке с собаководами-любителями и выделили следующие наиболее часто встречающихся группы мотивов.
1. Интерес к закономерностям поведения собак и животных в целом, к различным сторонам жизни питомца.
2. Недостаток общения и потребность его компенсировать.
3. Повышение собственной самооценки, уверенности в себе.
4. Повышение своего статуса, самоутверждение, создание и поддержание определенного имиджа.
5. Манипулирование родственниками.


Чаще всего эти мотивы выступают комплексно, иногда в ходе дрессировки сменяя друг друга, однако, как правило, один из них всегда выступает доминирующим. Ниже мы разберём каждый из этих вариантов и продемонстрируем, как могут взаимодействовать с инструктором владельцы собак, которые приходят с одной и той же мотивировкой - запросом, например, добиться идеального послушания собаки или воспитать верного защитника, но руководствуются при этом различными мотивами.


Мотив первый - интерес.
Очевидно, что это наиболее благодарная часть клиентов. Как правило, они сразу же начинают задавать вопросы о поведении собак, в частности и животных, вообще, они с интересом выслушивают даваемые дрессировщиком объяснения происходящего и интерпретацию причин того или иного поведения собаки. Такие клиенты достаточно быстро начинают понимать механизмы взаимодействия с собакой, и видя эти отношения в новом свете, замечают ошибки или диссонансы при взаимодействии с собаками у других владельцев. Основным итогом дрессировки является то, что, как правило, первоначальный запрос на жёсткое подчинение собаки смещается у таких клиентов на установление живого диалога, партнёрских отношений со своим питомцем. Такие владельцы зачастую начинают экспериментировать сами, с интересом наблюдая за ответом собаки на те или иные собственные действия.


К инструктору обратился владелец молодого кобеля ризеншнауцера для прохождения курса общего послушания со своим питомцем, так как считал необходимым дрессировать собаку такой породы. Крупный, очень живой и любопытный восьмимесячный щенок, которым хозяин - спортивного вида мужчина 55-ти лет - в целом был очень доволен и даже гордился, довольно сильно тянул на поводке. Инструктор отметил для себя, что между ними был тот начальный уровень взаимопонимания, которого нередко удается добиться даже неопытным, но наблюдательным собаководам. Отпущенный с поводка пес держал дистанцию не более 20-25 метров, активно следил за хозяином и нередко охотно отзывался на команды. Однако как только в поле его зрения появлялась другая собака, ризеншнауцер мчался к ней, распугивая прохожих, и игнорируя крики хозяина, к тому же пес с удовольствием и азартом гонял кошек, рискуя попасть под колеса машины. После объяснения инструктором причин поведения щенка и отработки начальных приёмов дрессировки, уже со второго занятия хозяин весьма успешно управлял собакой. Суровая озабоченность, которую выражало лицо человека на первом занятии, сменилась радостным удивлением. Он с удовольствием открыл для себя, что проблема была не в предполагаемой глупости или упрямстве его собаки, а в его незнании и отсюда неумении влиять на неё.


Существенным в этих ситуациях является то, что такие хозяева всегда внимательно слушают инструктора, они внутренне готовы принять ответственность за нежелательное поведение собаки на себя и отнести причины этого на счёт собственных неправильных действий. Любые критические оценки или замечания инструктора принимаются ими практически без сопротивления. Как правило, такие люди удовлетворены своей собакой и считают, что она любит их. Однако непослушание питомца вызывает у них протест и искреннее недоумение, что приводит их к внутреннему конфликту: "если она любит, то почему не слушается". Как только такой клиент понимает причину непослушания собаки, у него повышается настроение, и он внешне демонстрирует удовлетворение от общения с собакой и восстановившегося контакта с ней.


Приведём другой пример. Для владельца лабрадора (кобель 8-ми месяцев) стало проблемой слишком общительное поведение его собаки по отношению к другим людям. В его представлении по-настоящему преданная собака должна была вести себя совершенно по-другому. Так как он искренне интересовался особенностями поведения собак, было нетрудно объяснить ему, что преданность - это не автоматический ответ собаки, хотя и является ее видоспецифическим поведением. Небольшая лекция о социальном поведении собак и особенностях поведения конкретной породы позволила любителю-собаководу лучше понять, что причины нежелательного поведения собаки были обусловлены особенностями его взаимодействия с питомцем на прогулке, а именно его пассивностью. Хозяин изменил стиль общения с собакой и научился регулировать структуру ее внимания при помощи игрового поведения.


В ситуациях, когда владельцы приходят с запросом на воспитание собаки-защитника, чаще всего признаком того, что человеком владеет именно интерес к животному, а не какой-либо другой мотив, является его осторожное отношение к собственно защитным свойствам его питомца. Это выражается в непременном требовании, чтобы полученная в результате дрессировки агрессия собаки была бы обязательно управляемой. Такие владельцы говорят: "Моя собака должна бросаться только по команде”. Многие удовлетворяются следующим требованием: "Пусть собака научится только серьезно пугать злоумышленника". Таким владельцам, которые хотя и объясняют причину своего прихода необходимостью воспитания надёжного защитника, радость в ходе дрессировки доставляет открытие новых граней взаимодействия с питомцем и углубления взаимопонимания с ним. Многие из них ценят "разумность" в поведении своей собаки, когда та способна воспринимать "условности" процесса дрессировки: собака дружелюбно приветствует фигуранта в спокойной обстановке вне занятий и, в то же время, азартно работает с ним во время занятия.


Мотив второй - общение.
Владелец собаки, основным мотивом которого является использовать процесс дрессировки как возможность компенсации недостатка общения, также может по-разному мотивировать или объяснять свой приход к дрессировщику.

 
Как правило, такие люди с первого же момента начинают многословно рассказывать инструктору не только о поведении своего питомца, но и буквально заваливать его информацией о себе, о своих переживаниях, о родственниках и т.п. Часто таких клиентов достаточно трудно заставить сосредоточиться собственно на процессе дрессировки, они постоянно отвлекаются на другие темы и настойчиво уводят инструктора от обсуждения занятий. Внешне они мало интересуются изменениями в поведении своей собаки, что зачастую сбивает инструктора с толку. Такие хозяева, как правило, равнодушно, неэмоционально воспринимают “достижения” своих питомцев, иногда снисходительно относятся к инструктору. Очень многие из таких клиентов во время занятий пассивны, например, не расспрашивают дрессировщика, не требуют от него объяснений приёмов и методов. Обычно они жалуются, что без инструктора у них ничего не получается, и собака при выполнении домашних заданий ничего не делает (при этом на занятии собака может работать хорошо). В этих ситуациях инструктору бывает трудно понять реальный запрос клиентов, тем более что они сами не могут чётко объяснить, в чём проблема, которую они хотели бы разрешить.


Женщина 40 лет, домохозяйка обратилась к инструктору с обобщённой просьбой устранить проблемы с поведением добермана – суки полутора лет. При знакомстве с этой парой инструктор не смог обнаружить никаких реальных серьёзных проблем с поведением собаки и взаимопониманием с хозяйкой - собака демонстрировала неплохой уровень послушания, даже несмотря на явные ошибки при подаче команд хозяйкой, и была в целом хорошо ориентирована на неё. Процесс дрессировки шёл очень вяло, и к 5-му занятию видимых изменений так и не наступило; результатов самостоятельных занятий также не было заметно, хотя хозяйка и уверяла, что делает “домашние уроки”. На каждом занятии приходилось фактически отрабатывать одни и те же элементарные навыки и повторять одни и те же объяснения. На 8-ом занятии после 20-ти минутного монолога хозяйки уставший инструктор попытался напрямую выяснить, что же хочет владелица добермана получить в результате занятий. Он был обескуражен не менее прямым ответом: “Конечно же, общение!”. Занятия продолжились дальше, и закончились с наступлением дачного сезона.


Характерно, что такие хозяева аккуратно посещают все занятия. Однако, не смотря на это, при работе с ними практически отсутствует положительная динамка освоения навыков собакой. Дрессировка заканчивается, как правило, неожиданно, внешне немотивированно, её окончание нередко совпадает с изменением образа жизни хозяйки или хозяина собаки - например, выход на работу, смены расписания занятий детей и т.п.. И дело здесь не в квалификации инструктора, а в том, что клиенту, может быть, даже подсознательно, и не надо чтобы его собака слушалась. Дрессировка в данном случае - возможность пообщаться с “опытным” человеком”, показать свою собаку, разнообразить свой досуг. Опытный инструктор должен отдавать себе отчёт, что в данном случае никогда не наступает желаемый уровень послушания собаки, если только у клиента не меняется мотив - например, ему становится искренне интересно наблюдать за поведением своего питомца.


Мотив третий - самооценка.
В начале процесса дрессировки многие из клиентов, для которых дрессировка становится способом повысить внутреннюю уверенность и самооценку, внешне ведут себя так же, как в выше описанной ситуации. Во время занятий они в основном пассивны, мало расспрашивают инструктора, жалуются, что на самостоятельных занятиях у них ничего не получается.

 

Отличительной особенностью этих владельцев собак является то, что они долго не верят в успешность своих действий. Даже если у них получается то или иное упражнение, они стараются придумать для объяснения другую причину. Например: “Это собака не меня послушалась, а действует так потому, что голодна”. При этом они не расслабляются в зависимости от получаемых результатов, настаивают на собственной интерпретации поведения собаки. В течение нескольких занятий может не происходить никакого заметного прогресса, но в отличие от ситуации “Мотив второй”, на одном из занятий наступает резкий перелом. В дальнейшем владелец собаки все свои усилия сосредоточивает на первых, успешно выработанных навыках, на чём нередко и заканчивается процесс дрессировки в целом. Как правило, положительный скачок происходит не на занятии с инструктором, а во время выполнения “домашних заданий”, особенно у той категории владельцев, которые стесняются отрабатывать упражнения со своей собакой в присутствии инструктора.


Мужчина 45 лет с годовалым кобелем эрдельтерьера обратился с запросом проведения курса общего послушания. Что характерно, на двух первых занятиях инструктору пришлось специально посвятить много времени отработке способов положительного подкрепления собаки, так как этот хозяин стеснялся проявлять положительно эмоциональное отношение к питомцу в присутствии чужого человека. Он внимательно выслушивал объяснения инструктора о причинах поведения собаки и приёмах управления её поведением. На каждом следующем занятии было видно, что этот хозяин много работал дома, и были заметны результаты этой работы. Само занятие проходило так: хозяин с гордостью показывал инструктору достижения собаки, но при этом не поощрял её активно, молча принимал объяснения инструктора по поводу своих ошибок и был очень скован при отработке новых приёмов. Собака достаточно быстро научилась основным приёмам послушания и чётко выполняла их. После того, как были освоены 3 команды: “ко мне”, “рядом”, “место” - процесс дрессировки прекратился.

 
Для этих ситуацией характерно то, что, хозяева, хотя и выслушивают внимательно инструктора, не интересуются другими, выходящими за узкие рамки выработки навыков послушания, сторонами жизни собаки. Такие хозяева не вступают в личностное общение с инструктором, стремясь, насколько возможно, формализовать отношения в ходе занятия. Ещё одной характерной чертой подобных владельцев является то, что при управлении собакой они не учитывают обстоятельств, которые могли “оправдывать” её нежелательное поведение, тем самым не давая “права на ошибку” своему питомцу. Так, при доработке подхода по команде уже обученной собаки, если она отвлекается запахом течной суки, владелец жёстко наказывает её за непослушание. Такие хозяева очень ревниво относятся к проявлению собаками дружелюбия по отношению к другим людям, в частности, их задевает, что собака приветствует инструктора. Для того, чтобы не нарушился контакт с владельцем, ему приходится объяснять причины подобного поведения собаки.


Как уже выше говорили, инструктору на первых занятиях часто приходится учить хозяина хвалить собаку. Приведём пример, когда инструктор был вынужден обучать владельца гладить свою собаку, буквально отрабатывая каждое конкретное движение его руки, как это бывает при отработке приема рывка поводком. Мужчина невысокого роста 35 лет с сукой мастино наполитано 8 месяцев обратился с просьбой обучения собаки защитному курсу. Трудности возникли в связи с тем, что собака выглядела довольно робкой и пассивной. В результате первичной оценки инструктора оказалось, что хозяин жёстко, без положительного подкрепления общается со своим питомцем, считая проявление положительных эмоций неуместным. По этой причине инструктор был вынужден провести несколько дополнительных занятий, обучая хозяина гладить собаку, играть с ней, хвалить голосом, добиваясь адекватной положительной интонации. Хозяину это давалось с большим трудом.


В этой группе случаев, как правило, не возникает необходимости отрабатывать полную программу курса до конца. Инструктора не должно смущать, что дрессировка может закончиться после выработки всего лишь 2-3-х навыков. Такие владельцы часто удовлетворяются только самим фактом того, что собака начинает слушаться их или защищать их.


Мотив четвертый - статус.
Такие владельцы также считают, что собака должна слушаться их беспрекословно, а единственным вариантом отношений между хозяином и собакой являются жёсткие отношения доминирования-подчинения. Собственные интересы собаки в расчёт не принимаются, так как она “должна” соответствовать тому идеальному образу породы, для воплощения которого она и приобреталась. Часто подобный образ, “какой должна быть собака” формируется в соответствие с нормами, например, профессионального окружения (“собака-телохранитель”), либо же опыта, почерпнутого зачастую из книг и кинофильмов (“собака - должна любить одного хозяина”, “должна никого не бояться” и т.п.). Для таких клиентов характерны безапелляционные суждения о том, что должна делать собака этой породы, с самого начала владелец задаёт к своему питомцу очень жёсткие требования.


Мужчина 25 лет со щенком стаффордширского терьера 7 месяцев обратился к инструктору для решения проблем с послушанием и “воспитанием преданности” у своего питомца. К тому времени он уже самостоятельно прошёл первые шаги, в результате чего по команде “рядом” собака буквально вжималась в землю у ноги хозяина. Однако через небольшой промежуток времени собака переставала выполнять команду и снова натягивала поводок. Из разговора с клиентом инструктор понял, что собака именно этой породы была приобретена по совету коллег и в духе моды. Однако выбранная порода не подходила этому человеку ни по темпераменту, ни по выдвигаемому к собаке этой породы требованию “преданности” - полному игнорированию других людей. Инструктор настаивал на необходимости изменить стиль общения хозяина со своим питомцем, так как "суровое мужское воспитание" могло лишь подавить собаку этой породы. Но тщетно - на все аргументы инструктора владелец отвечал, что “порода своё возьмёт”. Инструктор так и не смог изменить жёстко сформированный у неопытного владельца образ “крутой породы для сильных и успешных мужчин”. Занятия были завершены без достижения реальных изменений.


Процесс дрессировки в данном случае осложнён необходимостью “борьбы” инструктора с образом породы, сложившимся у хозяина зачастую под влиянием случайной, недостоверной информации. Дело усложняется ещё и тем, что нередко достоверными сведениями о породе такие клиенты и не интересуются. Если информация инструктора начинает угрожать сложившемуся образу питомца, (например “боевого, грозного телохранителя” или “свободолюбивой, обладающей неповторимой индивидуальностью личности"), хозяин, как правило, может резко прекратить дрессировку. Так, например, когда “гроза всего района”, “вольный и непокорный как ветер” полуторагодовалый кобель афганской борзой начал проявлять в присутствии инструктора признаки послушания, подходя по зову хозяйки, да к тому же отпала необходимость водить его в наморднике, владелица быстро прекратила занятия, сославшись на нездоровье.


Если в самом начале занятий всё-таки происходит ломка “идеального” образа собаки, с которым владелец приходит к дрессировщику, такие клиенты в последующем стараются работать хорошо, часто дрессировка заканчивается успешно.
Женщина 35 лет с 9-ти месячным щенком фила бразильеро обратилась с запросом обучить собаку курсу общего послушания с дальнейшим планом обучения на защитную службу. Выясняя, какие проблемы в поведении питомца волнуют хозяйку, инструктор обнаружил, что основные жалобы на щенка сводились к тому, что он тихий, спокойный и дружелюбный ко всем животным. Из объяснений женщины не удалось выяснить иных реальных мотивов заведения собаки именно этой породы, кроме того, что порода дорогая и престижная. Очевидно, при покупке щенка люди руководствовались исключительно информацией, даваемой в рекламных целях, а именно той, что “фила – это грозный охотник на ягуаров”. Реальный щенок был не похож на рекламный образ, он оказался ... просто нормальной собакой своей породы. Разочарование стало лейтмотивом общения хозяйки со своим псом. Инструктор столкнулся с серьезным противодействием со стороны владелицы, обучая её приёмам правильного отрицательного подкрепления нежелательных действий щенка. Она игнорировала инструкции адекватно воздействовать на собаку, например, дергать за поводок именно в нужный момент, и упорно использовала "метод" неоправданных наказаний за то поведение своей собаки, которое ей не нравились. Когда во время бурной игры с другой собакой щенок невольно сильно дергал ее за поводок, она неадекватно жестко наказывала его, особенно раздражаясь, если другая меньшая по размеру собака оказывалась "победителем". Реальные сдвиги во взаимоотношениях филы и ее хозяйки наметились лишь после того, как терпеливому инструктору все-таки удалось заставить женщину принимать своего щенка таким, какой он есть.


Однако далеко не все владельцы собак проявляют гибкость и способны поменять жёстко сложивший образ выбранной ими породы. При обучении собак защитным навыкам для таких владельцев существенную роль играют общественные стереотипы, следствием которых является желание воспитать очень агрессивную собаку, которая "...вцеплялась бы прямо в горло..." или "...давила бы все, что движется...". На занятиях владельца в большей степени занимает тот момент в дрессировке, когда его собака треплет и кусает фигуранта. Предъявляя завышенные требования к агрессивности собаки, он нередко испытывает разочарование от того, что собака ведет себя, с его точки зрения, недостаточно злобно. Инструктору необходимо строить взаимодействие с таким владельцем так, чтобы научить его трезво и объективно оценивать способности своей собаки.
Когда молодой человек 25-ти лет начал заниматься со своей немецкой овчаркой (кобель, 1 год) по курсу защиты хозяина, первые успехи вдохновили его на участие в соревнованиях. В процессе подготовки неплохой по своим качествам собаки инструктор грамотно выбрал режим занятий и правильно рассчитал интенсивность нагрузки. Он не учел только одного - мотива, лежащего в основе интереса хозяина к участию своей собаки в соревнованиях. Не уделив должного внимая объяснению того, как продвигается процесс обучения, и как ощущает себя собака на каждом конкретном занятии, инструктор позволил разыграться воображению хозяина, который спешил проверить результаты своих пока еще не очень длительных усилий на деле, чтобы почувствовать в своих руках "зверя, подвластного его воле". На соревнованиях собака выступила адекватно уровню своей подготовки - инструктор был вполне удовлетворен, но для хозяина собаки это был настоящий шок, так как собака плохо выполнила одно из упражнений, требующего более длительной подготовки. Разочарование повлекло за собой полную потерю интереса к дрессировке, после чего молодой человек бросил занятия.


Мотив пятый - манипулирование родственниками.
Как правило, такие клиенты сразу же начинают рассказывать дрессировщику о невероятном уме, хитрости и проделках своих собак, причем особенно в этих историях выделяется различный характер поведения собаки с разными членами семьи или её отношений с ними. В подобной ситуации к инструктору, как правило, обращается один из членов семьи с просьбой позаниматься дрессировкой собаки с другим членом семьи. Например, жена жалуется, что собака совершенно не слушается мужа, на поверку же оказывается, что реальных проблем с послушанием собаки у мужа нет. Часто такие клиенты настаивают на том, чтобы на занятиях присутствовали другие члены семьи. Занятия одновременно с двумя владельцами, например, с супругами или родителем и ребенком, как правило, становятся ареной их взаимных или односторонних манипуляций. Они вмешиваются в процесс обучения, перебивают друг друга и инструктора, путают собаку потоком противоречивых команд, не дают друг другу обучаться грамотному обращению с собакой, а собаке – слушаться.


Дама 40 лет обратилась с просьбой подготовить годовалого кобеля ротвейлера к выставке, оговорив, что заниматься будет ее 17-летний сын, так как она сама не уверена в своих силах. При этом сразу же поделилась целым блоком дополнительной информации, например о том, что кобель особенно агрессивен к мужу и кусает только его, отнимает одежду у других членов семьи и т.п. С первого же занятия мама, вопреки пожеланиям инструктора, стала активным участником дрессировки. Ее действия сводились к комментированию поведения сына и демонстрации собственного умения управления собакой. Стало очевидным, что не будет возможности установить требуемых отношений между мальчиком и собакой до тех пор, пока мама будет присутствовать на занятиях.


Другой пример. Супруги 35 и 45 лет с двумя своими питомцами – таксой 5 лет и годовалым догом обратились к инструктору с проблемой послушания собак при совместных прогулках. У каждого супруга была своя собака – такса у жены, дог – у мужа. Основная проблема заключалась, по словам мужа, в том, что жена не может управлять своей собакой. На первом же занятии стало видно, что муж активно вмешивается во взаимодействие жены с собаками, не давая ей реально управлять их поведением. Например, при отработке подхода таксы по команде женщины, муж тем или иным способом (например, игрой в мячик с догом) отвлекал внимание другой собаки, с которой велась работа. При этом муж активно комментировал неуспех действий жены и полностью не принимал попытки инструктора обратить внимание на собственные действия. Инструктор вышел из ситуации, изменив роли клиентов, и разыграв ситуацию обучения в группе.


В заключение ещё раз подчеркнём, что при обращении к инструктору любитель-собаковод очень редко руководствуется только одним из выделенных нами мотивов, хотя какой-то из них выступает ведущим или доминирующим в его поведении на данном этапе дрессировки. Опытный инструктор умеет не только разобраться в том, какой реальный мотив стоит за свободно формулируемым клиентом запросом- мотивировкой, но и умеет в ходе дрессировки менять ведущие мотивы клиентов, что зачастую, наряду или даже вопреки профессиональным навыкам инструктора, и является причиной успешного исхода дрессировки.


Источник: http://www.k-9.ru

 

 

Вернуться в раздел "Статьи"


Профессиональная дрессировка и обучение собак в Днепропетровске, Запрожье, Киеве на Украине.

 

Все права защищены © 2006
Разработка сайта, раскрутка и поддержка - СИНТЕЗ Украина Днепропетровск